Крупный Шрифт

  • О Нас
  • Новости
  • Авторам
    • Наши Авторы
    • Блоги
    • Часто Задаваемые Вопросы
    • Оставить Заявку на Консультацию
  • Книги Авторов
  • Контакты
Войти
  1. Главная
  2. Новости
  3. Новая выставка "Главные хулиганы Москвы" расскажет, как Есенин стены монастыря расписывал и что ему за это было

Новая выставка "Главные хулиганы Москвы" расскажет, как Есенин стены монастыря расписывал и что ему за это было

Новая выставка "Главные хулиганы Москвы" расскажет, как Есенин стены монастыря расписывал и что ему за это было

Сначала их было четверо, поэтов и хулиганов: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков. Не «Бригада», конечно. «Нечастных по темницам» не расстреливали, но и уличными повесами в романтическом смысле не были.

Объявив себя после революции имажинистами, — мол, мы создаем образы — они вели совсем не поэтический образ жизни: то улицы переименуют в свои фамилии, то на памятник Пушкина повесят табличку «Я с имажинистами», то расклеят по всей Москве листовки «Всеобщая мобилизация» с призывами выходить на демонстрацию против действующего искусства к Большому театру. И ведь ничего святого — собрали однажды толпу поклонников и любовниц, и пошли расписывать колокольню Сретенского монастыря веселыми призывами, самый безобидный из которых: «Граждане, белье исподнее меняйте!». А одно из самых похабных четверостиший оставил на стене святыни Есенин. Стишки начинались так: «Вот они толстые ляжки Этой похабной стены…». А все, что дальше, даже сегодня печатать нельзя.

И что было имажинистам после этой «акции»? Ничего. Только в газетах пожурили, но этого банда поэтов и добивалась, они потом над собой публичный «суд» устраивали, передразнивая прессу. Смеялись времени в лицо.

Все об имажинистах можно узнать на открывшейся в культурном центре Elohovskiy Gallery выставке «Главные хулиганы Москвы: книги и судьбы поэтов-имажинистов». Куратор Людмила Ларионова, влюбленная в ту эпоху и в героев проекта, подала редкий сегодня пример объективности — за талантами не всегда скрываются святоши. К тому же кого сегодня удивишь выставкой книг, даже пусть самых редких, даже с автографами того же Есенина — придут гуманитарии, отметятся в соцсетях и забудут. Но то, что сделала Ларионова, теперь будут обсуждать не меньше, чем роспись Сретенского монастыря сто с лишним лет назад.

В помощь куратору пространства галереи — кирпичные своды, арки, сквозные комнаты — оставалось их только наполнить смыслами. Здесь и макет колокольни монастыря, и бедный Пушкин, безмолвно согласившийся быть с имажинистами, и поэтическое кафе «Стойло пегаса», в котором наливают шампанское и угощают кроличьей икрой, и книжные ларьки — прообразы тех магазинов, что открывали имажинисты, и куда часто поставляли свои рукописные книги. Раскупали их мгновенно. На то часто и жили-кутили.

Названия хлесткие — «Золотой кипяток», «Мариенгоф развратничает с вдохновением», «Исповедь хулигана» — но автографы милы и скромны. Вот знаменитая книга Шершеневича «Лошадь как лошадь», во многом для имажинистов программная, подпись на авантитуле: «Дорогой Марине Цветаевой от Вад. Шер». Цветаева, кстати, к имажинистам относилась скептически, и Вад. Шера, по воспоминаниям ее дочери Ариадны, называла «поэтиком».

Одну из книг публике показали впервые, а до этого момента во всех энциклопедиях и каталогах она числилась утраченной. Тот случай, когда куратору Людмиле Ларионовой повезло — при подготовке выставки она случайно нашла ее в одной из частных коллекций. Это эссе Сергея Есенина «Ключи Марии». О тайне стиха и сущности творчества, как его понимал поэт. На свободном листе надпись его же рукой: «Екатерина Эйгес/ за встречи наши/ приятные/ с любовью/ С. Есенин/ 1921». Поэтесса Эйгес, к слову, эссе об искусстве не оценила, назвав его «не совсем понятным». А вот что она ценила — это оставленные у нее рукописи Сергей Александровича. А еще помощь от него — с одной из своих муз он делился даже продуктами.

Имажинисты дружить умели, возможно, в этом и есть главный их урок нашему времени. Они друг друга не предавали, и даже, когда двое из них уехали за границу — Есенин в долгую «командировку», а Кусиков навсегда (он доживет до 1977 года и умрет в Париже) — они все равно оставались «связанными одной цепью», вспоминали друг о друге, поддерживали, тосковали. «В Москве грусть. Каждый поодиночке. Не банда у нас, а разброд», — писал Мариенгоф Кусикову в марте 1922 года. С этого момента, по большому счету, и начался закат имажинизма. И потому что денег стало меньше, и потому что власти за хулиганов все-таки взялись, да и потому что, как говорит Людмила Ларионова, это движение не могло не выродиться, по своему эпатажу оно изначально рассматривалось как явление временное.

Но все-таки напоследок они еще успели поскандалить. В «Стойле Пегаса» имажинисты вместе с философом Алексеем Топорковым устроили вечер памяти Александра Блока. Не было прощальных речей, не было и поэтических посвящений, а было одно только глумление над умершим — «бардельная мистика» и прочая «правда». И это через две недели после ухода поэта. О своем «переборе» имажинисты договорились не вспоминать. И слово сдержали. А мемуары, так или иначе, они оставить успели — молодым из той хулиганской четверки умер только Есенин.

Кстати

На кураторских экскурсиях по выставке можно будет узнать о судьбах поэтов, об их влиянии на литературу, о Москве имажинистов — подробная карта их кабаков, квартир и лавок — один из экспонатов проекта. Будут и лекции. Одна из них «Музы имажинистов: секс большого города в женских поэтических сборниках» намечена на 17 марта.

Источник

—
15.03.2023 09:05
75
Митряйкин Иван
  • Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии

Автор записи

Митряйкин Иван
Митряйкин Иван
Возраст:
45 лет
Регистрация:
1 год назад
Последний визит:
1 день назад
Все новости автора
Премия «Большая сказка» открывает четвертый сезон
Премия «Большая сказка» открывает четвертый сезон
31.03.2023 09:40
«Повелитель мух»: краткое содержание
«Повелитель мух»: краткое содержание
31.03.2023 09:35
В Петербурге появилась световая инсталляция с изображением Максима Горького
В Петербурге появилась световая инсталляция с изображением Максима Горького
30.03.2023 09:05
«Красная площадь» угодит самым взыскательным читателям и слушателям
«Красная площадь» угодит самым взыскательным читателям и слушателям
30.03.2023 09:05
«Большие надежды»: сериал-экранизация Чарльза Диккенса
«Большие надежды»: сериал-экранизация Чарльза Диккенса
29.03.2023 09:35
© Крупный ШрифтЪ - Литературное Агентство
Предлагаем услуги по изданию книг, продвижению авторов, услуги по пиару для писателей, создание авторских сайтов, дизайн обложек, редактура, корректура текстов.
Навигация
  • О проекте
  • Правила сайта
Контакты
  • Адрес: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12, корп. 4
  • Тел.: 8 (999) 600-17-74
Пишите нам в мессенджерах!

Использование сайта означает согласие с Пользовательским соглашением.

вверх
Используя этот сайт, вы принимаете Пользовательское Cоглашение.